Музей школы


Руководители музея:
Сербина Л.А.
Учитель начальных
классов
Ильина А.Ю.
Учитель начальных
классов

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА МУЗЕЯ. Свидетельство №6884

Наименование музея: Историко-краеведческий музей МБОУ «Школа №7»

     

Профиль музея: историко-краеведческий



Руководители музея:
Ильина Анна Юрьевна -учитель начальных классов, первая категория..
Сербина Любовь Александровна, учитель начальных классов, высшей категории.

Дата открытия музея: Музей «Боевой и трудовой славы» 7.04.1990 г. (пр.№ 11 от 6.04.90); с 20.11.2001 г. Переименован в историко-краеведческий музей.

Характеристика помещения музея: отдельная комната – 48 кв. м

Разделы экспозиции музея:

    ★ Красная книга Донского края
    ★
 Зарождение казачества на Дону
    ★
 Отечественная война на Дону
    ★
 ВОВ
    ★
 Берест Алексей Прокофьевич
    ★
 Промышленность Дона
    ★
 История школы
    ★
 История казачьего костюма
    ★
 История станицы Александровской

Имеются 3 книги:

    ✪ Книга памяти
    ✪
 Наши учителя
    ✪ Известные выпускники

Всего экспонатов: 630
Из них подлинные: 585

Количество экскурсий в год – 170-180 , посетителей – более 4000

История создания музея:


Каждый человек должен знать и ценить историю  родного края, родного города. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.

Наша  школа имеет очень давнюю историю. Задолго до октябрьской революции в станице Александровской были  три  школы, построенные  на деньги купцов-меценатов. В 1939 году  учебные заведения были объединены в школу № 20.
Первым директором  с 1939 по 1941 г.г. был Толоченко  С.Г. Это был, по словам учителей и выпускников, умнейший и добрейший человек, талантливый руководитель.

В 1941 г. он ушёл на фронт, и директором стала Фёкла Ефимовна Григорьева. Во время фашисткой оккупации занятий в образовательном учреждении не было, но после освобождения г. Ростова-на-Дону в 1943 г. в  школе  возобновились  занятия.
До освобождения города школу оккупировали немцы. Они здесь устроили казармы, конюшни. В одном из классов на втором этаже держали в заложниках около 30 человек гражданского населения, в основном мужчин, в качестве гарантии своей безопасности.
К моменту возобновления учебных занятий силами учеников  и жителей станицы Александровской  школу благоустроили.
С 1943 г. и  в послевоенные годы  в классах было холодно. Дети сидели за партами одетыми, в чернильницах замерзали  чернила, но и в такие  суровые времена занятия не прекращались.

В такой  тяжёлый период - с 1941 по 1948 г.г. руководство школой легло на  хрупкие плечи Ф.Е. Григорьевой. Закончилась война. Школа выстояла. И уже вскоре по её коридорам снова  стал раздаваться звонкий смех учеников.

После вхождения станицы Александровской в состав города  средняя школа  №20 в 1962г. была  переименована в школу №7  г. Ростова-на-Дону.
В 1972 году было возведено четырехэтажное здание на 20 кабинетов. На открытии школе был вручен символический ключ. Шли годы, менялись времена, менялась и наша школа.  Она росла и развивалась  все эти восемь десятилетий. За время своего существования  из её  стен  вышло   немало талантливых людей, которые внесли огромный вклад в развитие и процветание города. Это  педагоги и  медики, финансисты и программисты, военные и журналисты, лётчики и инженеры. И о каждом из них можно сказать только добрые слова.
Для того чтобы сохранить историю школы, память о талантливых учениках, на базе  образовательного учреждения был создан музей. Инициатором была Алла Ивановна Гончарова – учитель географии. И вот в одной из классных комнат открылся музей. Это было 7 апреля 1990 года. Почетное право – перерезать ленту  -было предоставлено матери Григория  Косоногова – выпускника нашей школы,  героически погибшего  при исполнении  интернационального долга в Афганистане.

В 2000 году постановлением  №1040 от 26.04.2000 года Мэра города Ростова-на-Дону школе было присвоено  имя Алексея Прокофьевича  Береста .
Школьный музей стал центром всей  учебно-воспитательной работы. Он приводит в постоянное движение нашу активность, заставляет   отыскивать новые интересные формы работы. Учащиеся школы много лет занимаются  поисковой работой, выступают на научно-практических конференциях, проводят  экскурсии, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Ежегодно ребята участвуют в школьных, городских и областных конкурсах и занимают призовые места.
В феврале 2020  года в школе было создано  Юнармейское  движение. Юнармейский отряд Школы №7 в 2021 году нес Вахту Памяти на Посту N 1, по результатам несения Почетного караула на юнармейском Посту № 1 по охране покоя и памяти героев, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины, юнармейский отряд МБОУ "Школа №7 был награжден серебряными нагрудными значками. В номинации «Наставник года» в рамках патриотической акции «Золотая звезда» победителем стала Полуяненко Т.В., преподаватель ОБЖ;

Работа музея была представлена на областном конкурсе музеев. В номинации «Лучший руководитель школьного музея»- Сербина Л.А. стала лауреатом.
Наш историко-краеведческий музей награждён Дипломом за участие во Всероссийском конкурсе на лучшее представление музея на портале школьных музеев Российской Федерации   «История России в школьных музеях ».
Музей хранит памятники материальной и духовной культуры, традиции станицы Александровской, является «визитной карточкой» школы.
Педагогический механизм социально-воспитательного влияния на обучающихся  заключается в воспитательном потенциале героических страниц отечественной истории, в трудовом героизме тружеников Дона, в ценностях русской и Донской казачьей культуры, в «Российском движении школьников», в креативных возможностях ФГОС, внеурочной деятельности и дополнительного образования, в педагогических установках национального проекта «Социальная активность».

С 2012 года коллективом школы реализовывались социально значимые проекты: 
 «Проектирование и создание патриотической модели успешной социализации обучающихся во взаимодействии общего и дополнительного образования».
«Содержание и организация воспитания как педагогическая основа позитивной социализации и формирования российской гражданской идентичности обучающихся».
В настоящее время, с 2021 года,  школой реализуется инновационный проект «Система гражданско-патриотического воспитания и социализации обучающихся на историко-культурных традициях России и Донского края».
Сегодня музей - важный ресурсный центр военно-патриотического  и гражданского воспитания подрастающего поколения. Работа школьного музея освещается на платформе instagram- school7_muzei.
 

  

Воспитание гражданина патриота
в МБОУ «Школа № 7»


    Важнейшей составной частью воспитательного  процесса в нашей школе  является  формирование  патриотизма  и  культуры межнациональных  отношений, которые  имеют  огромное  значение в социально-гражданском и духовном  развитии  личности  ученика.  Только  на  основе  возвышающих чувств  патриотизма  и национальных  святынь  укрепляется  любовь  к  Родине, появляется  чувство  ответственности  за  её  могущество, честь и независимость.
    Патриотизм  формируется в процессе  обучения, социализации и воспитания школьников.

    Основными направлениями  в системе патриотического воспитания  в школе являются:
— Духовно-нравственное.
— Историко-краеведческое.
— Гражданско-патриотическое воспитание.
— Социально-патриотическое.
— Военно-патриотическое.
— Героико-патриотическое
— Спортивно-патриотическое.
    Много лет  учащиеся  средней школы №7 занимались поисковой работой, неоднократно выступали на районных, городских и научно-практических конференциях. Был создан колоссальный материал, который хотелось сохранить, продемонстрировать его следующим поколениям.
    Так возникла идея о создании школьного музея. Инициатором этого была Гончарова Алла Ивановна – учитель географии нашей школы. Открыть музей – нелегкое дело, но Алла Ивановна добилась своего.
    И вот в одной из классных комнат открылся музей.  Это было 7 апреля 1990 года.
  В музее велась разнообразная работа: экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, передовиками производства, первыми учителями, пионерами, комсомольцами поселка.
    С тех пор прошло 26  лет. Менялись руководители музея, менялся совет музея, но дело, начатое Аллой Ивановной Гончаровой, живет и будет жить.
  Сегодня музей является важной частью военно-патриотического воспитания учащихся,  их «детищем», местом, где раскрываются тайны прошлого.
   Наша школа с гордостью носит имя Алексея Прокофьевича Береста. Еще до открытия музея, историей жизни этого человека заинтересовался один из пионерских отрядов. На сегодняшний день в музее накоплен огромный материал, который постоянно пополняется. Мы очень дорожим теплыми отношениями с семьей героя.
    Как поется в песне «Школьный музей встречает друзей». И действительно в музее часто бывают гости. Самые желанные и уважаемые гости – наши ветераны. С большим интересом  учащиеся  нашей  школы ведут  беседы  с очевидцами  тех  далёких  событий. Дети  стараются узнать как  можно больше о той войне, пообщаться с участниками тех событий, выразить им свою благодарность и признательность.
   В юбилейный год Победы в стенах нашей школы прошла презентация книги «Пролетарцы в годы ВОВ». На этой встрече дети рассказывали о героях нашего района, а самым ярким моментом встречи стали воспоминания самих героев.
    У нас есть хорошие друзья и партнеры – это сотрудники библиотеки имени
А. М. Листопадова. На базе библиотеки работает патриотический клуб «Память», членами которого являются и наши учащиеся. Вместе с ними мы провели не одно мероприятие: конкурсы рисунков «Ростов в годы войны», «Победа!!!»; конкурс стихов к дню Победы, конкурс сочинений «Моя семья в годы войны»; встречи с интересными людьми. Одной из наиболее запоминающихся стала встреча с сестрами пионера-героя Вити Черевичкина и директором парка, названного в честь героя.
   На базе нашей школы работает патриотический клуб «Казачьему роду нет переводу». Проживая в казачьей станице, гордясь своими корнями, занятия в клубе построены на семейной культуре, традициях, быте дончан. Также ребята изучают Устав, виды оружия, боевые искусства, участвуют в различных конкурсах, смотрах, соревнованиях.
Музей открыт не только для учащихся нашей школы, но и для воспитанников детских садов нашего микрорайона, учеников других школ. Но, к сожалению, чаще откликаются дошколята и учителя начальных классов, а вот старшеклассники – редкие гости. 
      В целях повышения патриотического воспитания молодежи, в нашей школе стало традицией вручение паспортов. Получая паспорт гражданина России в стенах музея родной школы, где переплетается прошлое и настоящее, дети и их родители очень волнуются. Это событие оставляет неизгладимый след  в их юных сердцах
В Совет музея могут прийти все желающие, начиная с первого класса. Для каждого мы найдем занятие по силам и по душе. Занятия проводятся в соответствии с планом работы школьного музея.
    На базе нашего музея работает группа экскурсоводов Совета музея. Наши ребята добились определенных результатов: они занимают  призовые места на районном и городском конкурсах  юных экскурсоводов.
Наша гордость — группа компьютерной поддержки, которая готовит для экскурсий презентации, видеоролики и клипы.
    Особое место в работе музея занимает фольклорная группа. В этой группе задействованы учащиеся уже с первого класса. А какими яркими, неповторимыми становятся экскурсии, когда мы слышим пение малышей, видим, как горят их глаза, как стараются они играть на детских музыкальных инструментах!
    Экскурсии проводят ребята из группы «экскурсоводов». Эта группа постоянно обучается, совершенствует свое мастерство. Экскурсовод выступает своего рода медиумом, проводником, от которого требуются с одной стороны, должный профессионализм ученого (историка, ученого, искусствоведа), а с другой – педагогические навыки, владение методикой работы.
    Мы не останавливаемся на достигнутом. Мы постоянно стремимся увлечь детей, привлечь их к сотрудничеству, к новым достижениям и победам. И пусть для кого-то победа – это I место в городских конкурсах и фестивалях, а для кого-то — преодоление страха выступить перед аудиторией. Но мы верим в каждого ребенка, в его творческий потенциал, в его силу. А наша задача – помочь ребятам поверить в себя, открыть свои потенциальные возможности и вырасти достойными членами нашей страны.